stan_ok_lee (stan_ok_lee) wrote,
stan_ok_lee
stan_ok_lee

  • Mood:
  • Music:

ГАШИШ И ОПИУМ: не роскошь, а средство передвижения №2

Анастасия Романова:
ЗЕЛЕНЫЕ РЕКИ РАЯ
Современный эссеист и философ Паскаль Киньяр как-то иронично заметил, что истинные причины многих исторических событий кроются в безотчетной тоске по утерянному раю. Войны, революции, географические открытия, государственные перевороты, игры власти, религиозные запреты, - все это имеет тайный подтекст, указывающий на почти патологическое желание человека обрести неземное блаженство, причем желательно здесь и сейчас.
Действенными проводниками через запретные двери людям служили всевозможные опьяняющие вещества. Благодаря им Земля Обетованная оказывалась так близко, как это возможно. Ацтекский пейотль в Мексике, белладонна и мухоморы в якутском и островном шаманизме, опийная лихорадка Китая, загадочная Сома, упоминаемая в древнеиндийском эпосе Ригведа аж в 1500-х годах до РХ, дионисийский культ вина в античности и многие другие культы окружены ореолом запретного и таинственного.
В большинстве современных стран сильнодействующие, изменяющие сознание вещества, уголовно преследуемы. Однако у каждого запрета есть своя предыстория, дающая кое-какие объяснения, почему волшебные ключики в рай не могут быть общедоступными.
В списке персон non grata почетное место занимает экстракт цветков cannabis indica (конопли индийской), один из самых древних спутников цивилизации, особо почитаемый у разных народов за свои сверхъестественные и целебные свойства. В Индии - это банжи, в Африке - терьяки, в Алжире и Аравии - маджунд, но самое известное название снадобья все-таки - арабское "hashish"
В Европу культура употребления гашиша пришла куда позднее, чем табак, кофе и опиум.. В начале 19-го века египетская экспедиция Наполеона, столь неудачная в военном отношении, но удивительно успешная в культурологическом плане, обеспечила Франции 24-х томную энциклопедию "Описания Египта", а также различные виды гашиша, собранные и лично изученные императорским лейб-медиком, который как бы заново открывал свойства снадобья, даже не подозревая, какой оглушительный успех возымеет у любознательных современников еще один проводник в искомый рай, пусть даже искусственный.

Конопляные поля древности

Наиболее архаичные упоминания конопли и получаемого из нее гашиша встречаются в документах Древнего Востока. В лечебнике китайского императора Шень-Нуна (2737 г. до н.э.) гашиш встречается как лекарство от кашля, желудочного расстройства и подагры. Около 220 года н. э. врач Хуа То настоятельно рекомендовал конопляные препараты в вине как анестезирующее средство: “Через несколько дней или по истечении месяца пациент обнаружит, что выздоровел, не испытав ни малейшей боли во время операции”. Чуть позже каннабис в Китае стали использовать как панацею от душевных расстройств. О гашише как о священном снадобье упоминается в древнеиндийских индуистских эпосах. Считается, что напиток из конопли - indracarana - подарил людям Шива. "Там, где вольная жизнь, в третьем небе небес, где сияют миры и лучатся, там бессмертным ты сделай меня. Там, где счастье, восторг, там, где радость с довольством живут, где достигнуты все желанья желания нашего, там бессмертным сделай меня!", - из уст в уста передавали брамины ведические гимны.
Конопля была хорошо известна в Античном мире. Римский специалист по естественной истории Плиний (23—79 гг. н. э.) приводит фрагмент из Демокрита, касающийся растения под названием thalassaegle, или potamaugis: "Приятное весьма питье, оно вызывает бредовое состояние с причудливыми видениями. Растет на горе Либанус в Сирии, на горной гряде Дикте на Крите, а также в Вавилоне и в Сузах в Персии. Настой его наделяет магов способностью к предсказанию. При приеме внутрь с миррой и вином возникают зрительные образы, вызывая самый неумеренный смех".
У Геродота встречаются описания обряда очищения у скифов, кочевого племени центральной Азии. Скифские воины перед сражением устраивали в шатрах парные бани, бросая на раскаленные докрасна камни семена конопли.
Гашиш был неотъемлемой частью застолья в мусульманских странах,. Чаще тамада предлагал его гостям как средство увеселения души вместо запрещенного Кораном вина. Его ели как изысканное яство - давамеск (dawameck) и запивали густым черным кофе, предаваясь долгому плетению бесед, - в мистерии "Тысяча и одной ночи" не раз встречаются сладости, под действием которых с простыми горожанами Багдада творятся царственные чудеса. Курить гашиш, в отличие от индийского традиционного чилама - курения трубки из мыльного дерева, арабы научились позже, тогда же, когда узнали о табаке.
В конце 13 века знаменитый итальянский путешественник Марко Поло, странствовавший сорок лет по загадочному Востоку, привез в Европу сотни диковинных историй, и в том числе легенду о "Горном старце" Ибн-эль-Сабахе и о земном рае ассасинов. assassin - в переводе с французского убийца - не случайно имеет этимологические корни с арабским "hashishin", поедатель гашиша. По легенде Горный Старец, шейх крайних исмаилитов и коварный убийца, опаивал юношей, и пока они спали, выкрадал в свой величественный дворец, расположенный высоко в горах и окруженный неприступной стеной. Во владениях старца волновались тенистые сады, били фонтаны, текли кисельные реки, на берегах пели и танцевали луноликие гурии, благосклонные к вновь прибывшим. Разумеется, ни у кого не возникало сомнений, что они попали в Рай. Гурии подносили сладости, содержащие маслянистый экстракт цветков конопли, и добровольные пленники чувствовали себя на седьмом небе. Для того, чтобы вернуться обратно в грезу, ассасины должны были безоговорочно выполнить приказания властителя рая. Поедатели гашиша прослыли самыми отчаянными убийцами, уничтожавшими неугодных Ибн-эль-Сабаху политиков в собственных постелях, и запомнились особенным бесстрашием с которым они расставались с жизнью, твердо уверенные, что вернутся домой на обетованную землю .
Европейские современники Марко Поло, умевшие плести из конопли канатные веревки, но не знавшие гашиша, и не подозревали, что спустя пять веков эта история зазвучит по-новому, и сказание о "Горном старце" станет излюбленной темой парижских гостиных за угощением модным давамеском. "Сваренный в масле с фисташками, миндалем до получения своеобразного, довольно приятного на вкус конфитюра, весьма напоминающего повидло из абрикоса", - описывает этот кулинарный рецепт Теофиль Готье через несколько дней после того, когда Ж.-Ж. Моро де Тур, путешественник и психиатр, впервые предложил другу "драгоценное вещество".

Клуб любителей гашиша

Европа 19-го столетия кипела новыми интеллектуальными идеями и страстями. Романтизм, эзотерика, пристрастие высшего света к паранормальному в сочетании с сильно распространившимся опием или каплями лауданума, - все это провоцировало наиболее ярких и смелых представителей своего времени на новые эксперименты, связанные с диковинами Востока. Государственная политика ни коим образом не регулировала употребление экзотических веществ внутри страны. Бонапарта и французскую администрацию в Египте скорее интересовали коммерческие выгоды по импорту конопли, впрочем, также как и англичан, объявивших в свое время монополию на импорт индийского опиума в Китай.
Французские власти так и не смогли разобраться с греческими контрабандистами, контролировавшими гашишные торговые пути в Египет, а Европа уже знакомилась с новым восточным снадобьем, хорошо зарекомендовавшем себя в высшем свете. "Жажда идеала столь велика в человеке, что он изо всех сил тщится ослабить путы, привязывающие душу к телу, он пьет для радости, курит для забвения, глотает для безумства, - все это в форме вина, табака и гашиша", - пишет Теофиль Готье, один из основателей парижского "Клуба гашишистов", обитавшего с начала 40-х годов в старинном отеле “Лузан” времен Людовика xiv, на Иль Сан-Луи. Завсегдатаями клуба стали известнейшие персонажи артистической богемы французской столицы - Шарль Бодлер, Жерар де Нерваль, Артюр Рембо, Александр Дюма и Оноре Бальзак, и так далее, и тому подобное... Вот как описывал клуб Теофиль Готье : "Войдя туда, посетитель отступал на несколько веков назад. Казалось время, которое столь быстротечно, не коснулось этого здания... Стены, отделанные белокрашенным деревом, были увешаны темными полотнами, на огромной печи стояла статуя, будто украденная с аллеи Версаля... Доктор стоял у буфета , где был поднос заставленный маленькими блюдцами японского фарфора. На каждое блюдце, рядом с серебряной ложечкой, он клал зеленоватую пасту или конфитюр, извлеченный шпателем из хрустальной вазы. Фигура доктора излучала воодушевление - глаза искрились, щеки играли румянцем, жилки на висках надулись, а расширенные ноздри с силой выдыхали воздух. "Это будет вычтено из вашей порции рая", - сказал он мне, протягивая мою долю".
Еженедельные встречи в Сан-Луи под чутким руководством Моро де Тур, впоследствии выпустившего работу "Гашиш и душевные болезни", более всего походили на совместное дружеское околонаучное исследование, в большой степени предчувствующее эру психоанализа - нового наркотика для людей будущего века. В клубе было принято делиться своими ощущениями, сокровенными мыслями и догадками, проникающими в тайны "Я" как в источник райского блаженства и адского мучения, многократно усиленными действием наркотика.
Бодлер в своей знаменитой "Поэме о гашише", а также в исследовании "О вине и гашише как двух разных средствах умножения личности" обозначил несколько ступеней действия гашиша. Первое условие, которое необходимо ценителю гашиша для истинного удовольствия - это погружение в абсолютное бездействие: "Всякий совершенный разврат требует совершенной праздности; вы свободны от обязанностей, требующих точности, аккуратности; от семейных неприятностей; от мук любви", - уточняет Бодлер. Помимо хорошего настроения, зачастую сопровождающегося "приступами беспричинного веселья, которых вы почти не стыдитесь", гашиш вызывает такую растроганность и доброжелательность к миру, что в ответ на укоризненный взгляд слуги, принесшего лимонаду, общество клуба воскликнуло: "Как! Как лечить человека, который болен избытком жизни, болен радостью! " Готье же вспоминает: "Все кишело. Ползло, скакало, урчало, дышало, как сказал Гете в Вальпургиевой ночи. Я укрылся в темном углу, откуда мне было видно, как они пустились в пляс, какого не знало ни Возрождение при Чикаре, ни Опера при Мюзаре, короле дикой кадрили. Эти танцоры в тысячу раз превзойдя Мольера, Рабле, Свифта, Вольтера, - выводили своим антраша столь глубокие философские комедии и столь высокую сатиру, приправленную острой солью, что я в своем углу только и держался за бока. Сегодня придется умереть от смеха! - кто-то повторял нарочито жалобным тоном" "Боже, как я счастлив! Какая радость! Я купаюсь в экстазе! Я в раю! Я падаю в пропасть наслаждения!" - восклицания нарастали, сливались, перекрывали друг друга".
На следующих ступенях начинаются настоящие восточные чудеса, к которым европейцы не способны по-настоящему ни привыкнуть, ни дать исчерпывающего философского и научного осмысления. Один из участников клуба делился с друзьями ужасом остановленного времени, "которого нет или он ведет себя, как ему заблагорассудится", другой поведал о происшествии с заядлым любителем гашиша, много бывавшем на Востоке, принявшим однажды большую чем обычно порцию давамеска: "Тогда он увидел в своей тарелке звезды, а в супнице - небосвод, затем, отвернувшись к стене, он говорил сам с собой и разражался хохотом с сияющим взором и полном ликования". "Я познал блаженство, которое испытывают духи и ангелы при прохождении сквозь эфир и небесную твердь и которое может составить целую вечность. Невозмутимым взором, очарованный, я разглядывал целое созвездие женщин идеальной красоты, не испытывая вожделения. Прелестные призраки, искушавшие святого Антония, не имели надо мной власти..."
"Далее следует неописуемая напасть, - пишет Бодлер, - это то, что на Востоке называют кайфом, абсолютное счастье. Это одно безмятежное, неподвижное блаженство. Все философские проблемы разрешены. Все насущные вопросы, мучащие теологов и приводящие в отчаяние мыслящее человечество, нашли свое объяснение. Всякое противоречие превратилось в единство. Человек перешел в разряд Богов. Что-то говорит в вас: ты выше всех людей, никто не понимает то, что ты думаешь сейчас. Они даже не способны понять всю глубину твоей любви к ним. Но не стоит ненавидеть их за это, нужно пожалеть их. Перед тобой открыта бесконечность счастья и добродетели. Живи же в одиночестве своей мысли и избегай обижать людей".
И, наконец, финальная ступень, "Кайф превращается в кошмар", - описывает ее Готье, - Берегись, ты окружен врагами, незримые силы стараются удержать тебя. Ты здесь в плену, попробуй выйти!...Завеса спала с моей души, мне стало ясно, что члены клуба, не иначе как духи и колдуны, принявшие образы моих друзей, решившие заманить меня на погибель!"
"Ослабевшие ноги с робостью ведут вас, вы боитесь разбиться, словно хрупкий предмет. Вы не способны к работе, к решительному действию. Вот наказание за кощунственную расточительность нервной энергии. Вы разбросали свою личность на все четыре стороны.", - сетует Бодлер.

Всего несколькими годами позже революции 1848 года, когда смутьяны из студенческой среды прошли по улицам с плакатами, требуя свободной продажи гашиша и эфира, Клуб если не прекратил свое существование, то потерял с свою первоначальную миссию. Многие участники его заседаний, не симпатизирующие ни единой из форм массовых пристрастий, признавали, что экстракт конопли опасен и бесполезен для общества, ибо, в отличии от вина, поддерживающего человека физически, гашиш является орудием самоубийства. "К тому же, - пишет Бодлер, - он разъединяет людей, делая из них угрюмых одиночек, погрязших в бездействии. Действительно, зачем трудиться, когда можно одним махом обрести рай, хотя бы на несколько часов в собственной гостиной?".
"Мы как воры, которые прокрались в чужие владения, и упоение от кражи вдруг сменяется тяжелым разочарованием. Слишком высока плата за вход через запретную дверцу, за которой вовсе и не рай, а хитроумная западня Ибн-эль-Сабаха, дарящая короткое блаженство, лишающая рассудка. Зачем разумному и одухотворенному человеку нужны искусственные средства? Подъем духа и воля, - вот все что от нас требуется для преодоления высот, для служения цивилизованному обществу", - говорил на собраниях, лишившихся к тому времени единства взглядов и прежней веселости, Барбаро, философ и теоретик музыки, профессор парижской консерватории.
Запад совершал свой культурный и нравственный выбор. Вряд ли подобные аргументы могли прийти в голову жителям Османской империи, для которых сладости с гашишом были на протяжении столетий привычным угощением после трапезы.

Никто тогда и не подозревал, что очень скоро ворота в искусственный рай будут заперты на тяжелый замок, а по периметру расставлена охрана.


Политические альянсы и голландский сценарий

В 1925 году на Гаагской международной конференции Египет предложил внести коноплю в список наркотиков и опасных фармакологических средств. В 1928 году власти молодой Страны Советов включили в уголовный кодекс статью, ограничивавшую свободный оборот конопли.
И все-таки главным инициатором запрета выступили Соединенные Штаты. В 1937 году сорок шесть американских штатов запретили каннабис, как наркотическое средство, "приводящее к насилию". Это произошло во многом благодаря Гарри Анслингеру, возглавлявшему государственное Бюро по наркотикам и сделавшему себе успешную политическую карьеру на скандале против употребления конопли. После Второй Мировой войны, в 1948 году в вашингтонском докладе Анслингера есть фраза о "коммунистической пропаганде пацифизма в рядах американских вооруженных сил посредством продуктов из каннабиса". В ответ на заявление США СССР ужесточил меры контроля за оборотом конопли, по видимому не желая иметь ничего общего с "погрязшей в разврате буржуазной богемой" (слова из постановления ЦК).
В 1961 году в Париже подавляющее большинство европейских стран, а также Россия, Китай и Соединенные Штаты подписали Конвенцию ООН по наркотикам. С этого момента за употребление, перевоз и хранение каннабиса грозило тюремное заключение.
Несмотря на суровые законы, в 60-х годах 20 века, гашиш вернулся во Францию вместе с хиппи, рок-музыкой и маоизмом. Лишенный сакрального и декадентского шлейфа, он занял весьма скромное место, уступив мощным психоделическим наркотикам - ЛСД и псиллоцибиновым грибам, при помощи которых разноцветная толпа собиралась штурмовать небеса. "Клокочущие целлофановые небеса", - пропоет Джим Моррисон в конце 60-х годов.

В настоящее время во многих европейских странах закон более ли менее лояльно относится к потребителям легких психотропных наркотиков, лишь штрафуя за их употребление в общественных местах. В Гамбург, самый свободный город Германии - со всей Европы приезжают туристы за наркотическими экспериментами в ночных танцевальных клубах, на юге Франции гашиш повсеместен, на центральных улочках Тулузы летом стоит весьма красноречивый запах курящегося марокканского снадобья, перемешанного с табаком.
Но традиционно центром свободных наркотиков Европы был и остается Амстердам. И пусть городские власти запрещают распространение наркотиков на улицах города, их можно легально купить в кафе - шопах, которые встречаются на каждом углу. Город живет в круглосуточном режиме, из кафе в кафе фланируют туристы со всего мира и местные жители, говорящие на десятках языков. Сотни тысяч глаз красноречиво говорят: они нашли свой искусственный парадиз на эту ночь. И утром будут искать его снова.

http://www.russianpoems.ru/news/a-38.html
Tags: опий-сырец; маджун; давамеск
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments